ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Внедрение модели управления развитием профессиональной компетентности специалистов организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образовательного процесса на районном уровне»
Сроки реализации: 2024 – 2027 годы
Цель и задачи инновационной деятельности
Цель инновационного проекта: развитие профессиональной компетентности специалистов организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образовательного процесса на районном уровне, посредством реализации модели.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
внедрить вышеуказанную модель управления, обеспечивающую создание необходимых организационно-педагогических условий для развития профессиональной компетентности специалистов РУМК, непрерывность этого процесса;
совершенствовать знания и умения, формировать специальный опыт методистов и заведующих РУМК, способствующих повышению качества научно-методического сопровождения педагогических работников региона;
повысить эффективность процесса адаптации к профессиональной деятельности молодых методистов и заведующих РУМК;
развивать преемственность между методическими структурами регионов, способствующую формированию единого научно-методического пространства, решению проблем непрерывного профессионального развития;
разработать локальные правовые документы, методические материалы, направленные на повышение эффективности научно-методического обеспечения образования, сопровождения педагогических работников по повышению качества образовательного процесса;
оценить эффективность использования модели управления развитием профессиональной компетентности специалистов, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образовательного процесса на районном уровне.
Внедрение данной модели будет способствовать:
целенаправленному непрерывному профессиональному развитию специалистов РУМК по обеспечению научно-методического сопровождения педагогических работников учреждений образования;
более эффективной адаптации молодых методистов в профессии, что, несомненно, отразится позитивно на качестве образовательного процесса;
отработке механизмов преемственности методических структур области и других регионов, развитию единого регионального научно-методического пространства.
Новизна состоит в:
дополнении сущностных характеристик структуры профессиональной компетентности методистов и заведующих РУМК;
дополнении критериев профессиональной компетентности методистов и заведующих РУМК (мотивационно-личностная направленность, когнитивная направленность и деятельностная направленность);
реализации сетевой модели управления развитием профессиональной компетентности методистов и заведующих РУМК в процессе дистанционных и очных форм обучения, в рамках формального повышения квалификации, стажировки и неформального образования в межкурсовой период (обеспечение диагностики (анкеты, тесты, опросы, лист наблюдения), системы консультаций по итогам выявленных проблем и профессиональных запросов; обеспечение функционирования дистанционного ресурса для теоретической подготовки методистов, заведующих РУМК и диагностики полученных знаний, дистанционного образовательного маршрута для специалистов РУМК; работа групп инновационного развития по решению проблем, организация взаимообучения по итогам их деятельности;организация и проведение повышения квалификации заведующих РУМК, стажировки для методистов РУМК, конкурса профессионального мастерства методистов, фестиваля управленческого мастерства заведующих РУМК «МетодиУМ»), использование в процессе профессионального взаимодействия форм и методов коллективной (групповой) проблеморазрешающей деятельности, обеспечивающей продуктивность совместной работы и самореализацию участников образовательного процесса;
выявлении результативности деятельности по развитию профессиональной компетентности методистов и заведующих РУМК и удовлетворенности педагогических работников региона, в отношении которых оказывается научно-методическое сопровождение.
Практическая значимость реализации проекта –в разработке диагностического инструментария для выявления мотивации к профессиональной деятельности, знаний нормативных-правовых, инструктивно-методических материалов, методических материалов для научно-методического сопровождения образовательного процесса; в создании и апробировании дистанционного ресурса для теоретической подготовки методистов РУМК и выявления сформированности соответствующих знаний; в разработке образовательного маршрута для самообразования специалистов РУМК; в функционировании групп инновационного развития;выявлении и трансляции опыта профессиональной деятельности в ходе проведения конкурсов профессионального мастерства методистов РУМК, фестиваля управленческого мастерства заведующих РУМК; разработка содержания учебной программы повышения квалификации «Научно-методическое обеспечение образования: теория и практика», программы стажировки; содержания деловых игр, мастер-классов и др. мероприятий.
Использование результатов позволит совершенствовать процесс развития профессиональной компетентности специалистов РУМК, способствовать дальнейшему эффективному научно-методическому сопровождению в региональной системе образования.
Социальная значимость в том, что разработанные модель, учебно-программные, диагностические, методические и дидактические материалы, будут способствовать целенаправленному профессиональному развитию специалистов РУМК, решению проблем практической деятельности, а соответственно формированию необходимой компетентности для осуществления более качественного научно-методического сопровождения педагогических работников региональных учреждений образования.